Робот или автомат — что выбрать?
![](/jaecoo_korobka_6222756294574579610_hub7b402d17f2b8e90bc7f2aefa4d04bd8_0_1920x0_resize_q80_lanczos.jpg)
Для большинства людей все варианты коробок передач автомобиля делятся на механические и автоматические, где переключение идет без участия водителя. В первом приближении это верно, но с технической точки зрения существуют принципиальная разница между автоматической, роботизированной коробкой передач и вариатором.
Особенности автоматической КПП
Принципиально коробка автомат состоит из редуктора и гидротрансформатора. Последний работает вместо системы сцепления, обеспечивая плавное, без рывков переключение передач во время движения. Редуктор может включать до восьми ступеней, а переключение идет с помощью нагнетания давления масла, за счет которого происходит переключение. Подобная конструкция максимально сокращает зависимость от электроники.
![](/akpp_7453960656245902865.jpg)
Особенности роботизированной коробки
Принципиально робот представляет механическую классическую КПП, которая дополнена блоком управления, состоящим из сервопривода и гидропривода. Наличие последнего обеспечивает возможность переключения передач без участия человека.
Принципиальная разница между коробкой автомат и роботом предполагает наличие преимуществ у каждого из решений. У первого варианта к плюсам отнесем:
- возможность подстраивания под специфику стиля езды каждого водителя;
- незаметное мягкое переключение скоростей;
- значительное снижение нагрузки на водителя при движении в городских условиях, когда надо часто переключать передачи.
К недостаткам, которые имеет классическая автоматическая коробка передач, отнесем высокий расход топлива, а также дороговизну ремонта при наличии каких-либо неисправностей из-за сложности узла.
Роботизированная коробка переключения передач имеет в основе механику, что дает несколько преимуществ:
- более низкий расход топлива по сравнению с автоматом;
- уменьшение расхода масла;
- более доступные расходы на обслуживание любого типа за счет технической простоты;
- увеличение КПД, что снижает потери крутящего момента двигателя;
- поддержка ручного переключения, что может быть удобно в отдельных случаях и отсутствует у многих автоматов.
Одновременно роботизированная коробка передач имеет определенные недостатки. Речь про более медленную смену скоростей, а также рывки при условии, что водитель резко нажимает на педаль газа. Также при движении по городу во время стоянки надо ставить селектор в нейтральное положение.
![](/rkpp_323946299551596898.jpg)
Особенности вариатора
Вариатор имеет принципиально иную конструкцию. Здесь используется ременная либо цепная передача. Изменение передаточного отношения здесь идет с помощью корректировки радиуса, по которому движется ремень либо цепь. Из преимуществ данного решения укажем на:
- плавность хода за счет отсутствия, как такового, перехода с одной ступени на другую, что предотвращает просадку мощности, улучшает динамику, гарантирует мягкость разгона без рывков;
- повышенный уровень КПД по сравнению с автоматом или роботом;
- минимальный уровень шума, вибрации при работе за счет уменьшения числа подвижных элементов.
Одновременно есть у вариатора несколько недостатков. Речь про достаточно большую уязвимость к перегреву, а также достаточно большие расходы на обслуживание. Например, необходимо каждые 100-120 тысяч километров пробега менять цепь либо ремень.
![](/variator_18073603088301527340.jpg)
Что выбрать для автомобиля?
Здесь в значительной степени все зависит от личных предпочтений. Например, многие остаются приверженцами механической коробки, но если сравнивать именно классический автомат и робот, то более универсальным вариантом будет последний (он установлен на JAECOO J7). Подобное связано с тем, что роботизированная коробка изначально создавалась с целью объединить в одном месте все преимущества классического автомата и механики. Подобное происходит за счет сохранения основных преимуществ в виде более доступной цены обслуживания в будущем, меньшего расхода топлива. Одновременно при типовом стиле вождения без избыточной агрессивности вы не заметите каких-либо заметных рывков. Использование же вариатора на сегодня остается достаточно ограниченным по сравнению с основными конкурентами.