Робот или автомат — что выбрать?
Для большинства людей все варианты коробок передач автомобиля делятся на механические и автоматические, где переключение идет без участия водителя. В первом приближении это верно, но с технической точки зрения существуют принципиальная разница между автоматической, роботизированной коробкой передач и вариатором.
Особенности автоматической КПП
Принципиально коробка автомат состоит из редуктора и гидротрансформатора. Последний работает вместо системы сцепления, обеспечивая плавное, без рывков переключение передач во время движения. Редуктор может включать до восьми ступеней, а переключение идет с помощью нагнетания давления масла, за счет которого происходит переключение. Подобная конструкция максимально сокращает зависимость от электроники.
Особенности роботизированной коробки
Принципиально робот представляет механическую классическую КПП, которая дополнена блоком управления, состоящим из сервопривода и гидропривода. Наличие последнего обеспечивает возможность переключения передач без участия человека.
Принципиальная разница между коробкой автомат и роботом предполагает наличие преимуществ у каждого из решений. У первого варианта к плюсам отнесем:
- возможность подстраивания под специфику стиля езды каждого водителя;
- незаметное мягкое переключение скоростей;
- значительное снижение нагрузки на водителя при движении в городских условиях, когда надо часто переключать передачи.
К недостаткам, которые имеет классическая автоматическая коробка передач, отнесем высокий расход топлива, а также дороговизну ремонта при наличии каких-либо неисправностей из-за сложности узла.
Роботизированная коробка переключения передач имеет в основе механику, что дает несколько преимуществ:
- более низкий расход топлива по сравнению с автоматом;
- уменьшение расхода масла;
- более доступные расходы на обслуживание любого типа за счет технической простоты;
- увеличение КПД, что снижает потери крутящего момента двигателя;
- поддержка ручного переключения, что может быть удобно в отдельных случаях и отсутствует у многих автоматов.
Одновременно роботизированная коробка передач имеет определенные недостатки. Речь про более медленную смену скоростей, а также рывки при условии, что водитель резко нажимает на педаль газа. Также при движении по городу во время стоянки надо ставить селектор в нейтральное положение.
Особенности вариатора
Вариатор имеет принципиально иную конструкцию. Здесь используется ременная либо цепная передача. Изменение передаточного отношения здесь идет с помощью корректировки радиуса, по которому движется ремень либо цепь. Из преимуществ данного решения укажем на:
- плавность хода за счет отсутствия, как такового, перехода с одной ступени на другую, что предотвращает просадку мощности, улучшает динамику, гарантирует мягкость разгона без рывков;
- повышенный уровень КПД по сравнению с автоматом или роботом;
- минимальный уровень шума, вибрации при работе за счет уменьшения числа подвижных элементов.
Одновременно есть у вариатора несколько недостатков. Речь про достаточно большую уязвимость к перегреву, а также достаточно большие расходы на обслуживание. Например, необходимо каждые 100-120 тысяч километров пробега менять цепь либо ремень.
Что выбрать для автомобиля?
Здесь в значительной степени все зависит от личных предпочтений. Например, многие остаются приверженцами механической коробки, но если сравнивать именно классический автомат и робот, то более универсальным вариантом будет последний (он установлен на JAECOO J7). Подобное связано с тем, что роботизированная коробка изначально создавалась с целью объединить в одном месте все преимущества классического автомата и механики. Подобное происходит за счет сохранения основных преимуществ в виде более доступной цены обслуживания в будущем, меньшего расхода топлива. Одновременно при типовом стиле вождения без избыточной агрессивности вы не заметите каких-либо заметных рывков. Использование же вариатора на сегодня остается достаточно ограниченным по сравнению с основными конкурентами.